на главную

"Как выбирать автомобиль"
или
"почему плохая машина хуже хорошой."



(Учебное пособие для начинающих ездюков.
Применимо, в основном, для нашемарок.
Написано на основании собственного опыта.)

Сцена первая: газета.
Из газетных объявлений единственно ценную информацию, которую можно выудить - это марка автомобиля, т.к. ее уж точно поменять не смогут. Затем стоит обратить внимание на год выпуска- если он "год выпуска шестьдесят-затертый", то в нормальное состояние кузова верится с трудом... (Если только кузов не меняный- это идеальный вариант для старой машины). Если в объявлении имеет место "кап ремонт кузова 199?", то нужно очень внимательно смотреть на месте, т.к. капремонт- понятие растяжимое(подробнее- см далее).
С двигателем- аналогично, правда- если двиг совсем недавно полностью меняли, то связываться с ним- брать кота в мешке(новые двиги в магазинах: большинство со скрытыми дефектами). На пробег даже не смотрите- он не означает ровным счетом ничего: 60, 160 или 560 ткм- одинаково выглядят, а вообще пробег влегкую накручивается русской электроритвой.
Затем стоит позвонить и осведомиться на счет цены. Слишком дорого- либо это действительно крууутая машина, либо надувательство. Частенько цену заламывают старые дедки, которые очень дорожат своими гнилыми катафалками.
Дешевые машины- только в мышеловке. Не попадите на лохотрончик.
Пока болтаете по телефону- попытайтесь разговорить собеседника, и направте разговор в русло состояния его машины. Если постоянно проскальзывают фразы типа "ну- там xxx подделать чуть- чуть нужно, xxx что-то барахлит, но так ВСЕ НОРМАЛЬНО", то готовтесь встретить машину в убитом состоянии.
Если же хозяин без запинки перечислил все ненормальности и прикинул сколько это может стоить, то скорее всего- это хрозяин- "с руками", а значит, что и авто может оказаться в приличном состоянии.
Договоритесь о встрече.

Сцена вторая: на месте.
Для осмотра машины нужно выбирать только светлое время суток. Неплохо было бы, чтобы дороги были сухие, а на машине хоть пару дней не ездили.

Действие первое: внешний осмотр кузова.
Во- первых: Посмотрите на машину со стороны- если кузов перекошен, либо есть дефекты, типа: одно крыло на 1 см ниже другого, бампер висит криво, капот неровный, линия крышки багажника перекошена,...etc - большая вероятность того, что машина битая, сделана "на продажу". Обязательно осмотрите все щели (двери, стыки крыльев, капот и багажник)- они должны быть примерно равного размера. Если щель 1см и больше, либо она вообще сходит на нет, то почти наверняка- машина битая и делана на продажу. То же самое, если припуски лобового и заднего стекла несимметричны относительно оси "поперек стекла"
Свежая краска должна особенно насторожить.
Неравномерно съеденная резина означает либо плохого хозяина, либо гнилой кузов.

Действие второе: подробный осмотр кузова
Кузов должен быть окрашен равномерно. Хорошо, если краска пержила уже зиму, либо красилась зимой- все огрехи покраски станут видны как на ладони(в основном- это пауки, или отслаивающаяся краска).
Осмотрите на предмет неровности бликов света- возможно, в это место машина была ударена. Особенно внимательно осмотрите это место и периферию. Ржавчина на нижней кромки двери, на порогах, вокруг фар, под бамперами и около брызговиков на передних крыльях не допускается- это знак того, что и внутри машина такая же...
Залезте рукой под пороги, прощупайте их все, попытайтесь найти дырочку. Если дырочку нашли- суньте туда кусочек провлки или спичку, на предмет оценить состояние внутри порогов. Частенько пороги подваривают снаружи, а внутреннюю несущую часть оставляют гнилой- это тоже на продажу.
Проверьте быки(куда пружины аммортизаторов упираются)- постучите по ним гаечным ключиком или чем-то вроде того. Звук должен быть звонким. Если глухой- быки, а значит и кузов, гнилой и восстановлению не подлежит.
Подобным образом обстучите пороги, крылья(по всей плоскости), низ двери. Поднимите коврик в багажнике- так же постучите по полу. Поднимите коврики в салоне и поковыряйте под ковролином(лучше- шилом, т.е. чтобы хозяин не видел)- по характерному хрусту поймете что там- ржавчина. Если скрипит- значит все в ажуре, если ничего не слышно- пол с антишумом.
Залезайте под машину- обстучите дно и обязательно- ланжероны. (Как-то мужик купил машину, где гнилые напрочь лонжероны были заклеены полоской бумаги и покрашены).
Заставте хозяина крутить руль на месте, а сами смотрите на поведение кузова: никаких перекосов чего бы то ни было, или смещения лонжеронов быть не должно.
На глушак и трубу к нему внимания можно не обращать.
Попытайтесь узнать у хозяина, или проверить сами на предмет была ли обработана машина антикором изнутри(пороги, полости). Тут только невербалика вам поможет.
Антикор на днище _обязан_ быть, иначе машина сгниет через три дня.

Действие третье: осмотр двигла.
Поднимите капот: если двигло чистенькое, но пыльное- это хороший знак. Если двигло в масле и грязи- признак плохого состояния, если двигло начисто вымыто- косвенный признак того, что двигло убито(хороший негласный закон: продавать с немытым двиглом).
Затем- посмотрите: не заглушен ли вход картерных газов в фильтре. Если заглушен, а из сапуна шланг идет на улицу- 100% вероятность того, что двигло убито в хлам.
Снимите крышку воздушного фильтра и проверьте наличие масла внутри- если есть, то признак скорой кончины двигла. Если насухо вытерто(но масло все не вытрешь)- то же самое.
Посмотрите на гайки головки блока- если недавно снимали, но не сказали сразу- подозрение на то, что двигло готовится на капиталку, а для продажи сменили кольца (и тысячу не пройдут).
Осмотрите гараж на предмет лежащих запчастей- поймете что менялось. Если что-то типа маслосъемных колпачков или прокладок блока- нелишне спросить когда менялось... опять невербалика.
Посмотрите цвет масла- абсолютно черное не допустимо, т.к. это- признак убитости двигла.
Попросите завести- должно завестись без долгих кручений двиглом. Подкачка бензина руками не допускается. Оцените работу стартера\бендикса\ \втягивающего рэле.
Лампочки масла и зарядки должны гаснуть сразу, даже пока двиг не выйдет на холостые.
Оцените цвет дыма- должен быть невидимым, либо немного белесым. Может брызгаться водой(конденсат), но никак не маслом. Сизый и черный дым недопустимы- кто же продает машину с ненастроенной системой зажигания?.. а вот с убитым двиглом... (к дизелям не относится!!!)
Пусть нагреется. Снова оцените дым.
Двигатель должен работать равномерно, без резких рывков, и не должно наблюдаться плавание оборотов (на нагретом).
Послушайте работу клапанов- не должно быть слышно, никаких постукиваний пальцами тоже. (Не спутайте с пробиванием проводов на свечи: это мелочь) Дерните тросик газа- двиг не должен захлебнуться (не должно быть провалов). Если впрыск инжекторный- резко вытяните трос до отказа: должен взвыть без провала. Если карб- оценить сложнее, но с определенным опытом- справитесь. Никаких подтеков жидкостей быть не должно, тосольного пара- тоже. Только не спутайте с брызгами от дороги.

Действие четвертое: ходовая и подвеска.
На выключенном двигле: сильно нажмите на одно крыло, отпустите, снова нажмите, т.е. раскачайте машину с как можно большей амплитудой. Все аммо должны гасить колебания одинаково, причем долгой раскачки не должно быть (должна остановиться на втором "пути вверх", хотя очень зависит от марки). Никакого шипения воздухом быть не должно(к газовым и к газо-маслянным стойкам относится в меньшей степени).
Заведитесь и прокатитесь с хозяином в качестве пассажира. (но сперва проверте тормоза).
Оцените работу двигла на высоких оборотах, на низких, в натяг (с 20-ти на 3-й передаче).
Оцените работу шаровых, тяг,...- ничего не должно стучать.
Оцените работу аммо по кочкам (только хозяина не шикируйте- выбирайте кочки поплавнее, чтобы машина ена отбойники не села). Испытайте ходовую в поворотах на разных скоростях и радиусах.
Разгонитесь. Биение руля недопустимо. Оцените как держит дорогу.
Оттормозитесь резко, но без блокировки колес- должна идти ровно.
Оцените максималку- если выкручено зажигания для "на продажу", то машина будет рвать из-под себя, а на скорости ее как за задницу держать будет.

Действие шестое: шелуха.
Проверьте электронику, музыку(если есть), прочие прибамбасы.

Сцена третья: покупка.
Торговаться обязательно, кроме случаев, когда в объявлении сказано:"торг не уместен" или "без торга". Обычно- просят немного дороже, чтобы было поле для отступления(мативация- "оно того не стОит"). Дальше цену сбрасывать, уповая на всевозможные недоделки, половину придумайте сами, вторая, как правило- всегда есть(пойдет даже ржавая выхлопушка, или отсутствие ручек на кранике печки). Не пройдет против хороших мастеров или просто знающих людей. Хорошо действует на теток и алкашей.
Сразу покажите хозяину деньги(можно- часть, если машина дорогая): психология человека такова, что он согласится на вашу цену "прям щас!".
Пусть хозяин подарит вам побольше запчастей- оно вам пригодится.

Оформлять желательно через ГАИ, особенно касабельно дорогих(а значит- угоняемых) автомобилей. Если это дешевый Москвич- проще всего через генеральную доверенность у нотариуса. Правда- срок действия этой доверенности- не более 3-х лет. Да и если с бывшим хозяином что-то случится (смерть, развод,...), или просто ему надоест- он может в любой момент прекратить действие доверенности (а еще и машину в угон поставит... во веселье будет!)

Сцена четвертая: обкатка и обмывка.
Прикупить трос, запаску, аптечку, огнетушитель,... Если на машине сильно бились- не лише осветить ее в церкви. Обмывать по вкусу. Совет: не ездить на машине во время обмывки: гайцы могут не понять!

Ну... соббсно и все. Кто что подскажет, добавит, опровергнет- мыльте. Вообщем- критикуйте.

Иван Забурдаев, 2000г



Все статьи
На главную
Рейтинг@Mail.ru