на главную

Мультиклапан и датчик уровня

Далее- в баллон вставляется мультиклапан. Он крепится шестью (или восемью- точно не помню) болтиками по периметру. Болтики нужно закручивать в строгом порядке в несколько приёмов и не очень сильно, дабы не повредить уплотнительную прокладку под горлышком мультиклапана. Порядок закручивания можно посмотреть в инструкции к мультиклапану, но смысл сводится к закручиванию “крест- накрест”. Перед закручиванием я немного смазал болтики графиткой, дабы они легко откручивались в случае необходимости (рекомендация почерпнута из интернета).

Сам мультиклапан- довольно интересная конструкция. Он содержит два штуцера: побольше (для 8мм трубки)- для заправочной магистрали и поменьше (для 6 мм трубки)- для основной топливной магистрали. При этом газ при заправке может течть только внутрь баллона (для предотвращения обратки предусмотрен клапан). С противоположной стороны заправочной магистрали: там, где стоит заправочный штуцер, более известный как ВЗУ (выносное заправочное устройство) внутри самого ВЗУ есть дублирующий клапан, который не выпускает газ, оставшийся в заправочной магистрали при заправке. Он постепенно, по мере расхода газа, перетечёт в баллон.

Кроме того- в мультиклапане перед расходным (основным) штуцером стоит расходный клапан. Он всегда открыт, но как только расход газа становится очень высоким (т.е. на лицо утечка газа)- он тотчас же закрывается и утечка газа прекращается. Чтобы открыть его снова- придётся закрыть и открыть ручной клапан. Ручные клапаны- это запорные клапаны мультиклапана, при помощи которых газ в баллоне по собственному желанию можно отрезать от внешнего мира. Их два: для заправочной магистрали и для основной. Они представляют собой крутилочки, похожие на медные рублёвые монеты, только потолще. Зачем они нужны- я не очень представляю, возможно- дань нормам и стандартам безопасности… Фиг знает. Баллон, кстати, сам по себе пожаробезопасный, выдерживает температуру свыше 400 градусов в течении получаса что-ли…

Кроме того- в мультиклапане находится клапан аварийного стравливания давления: если давление газа в баллоне превышает все допустимые параметры (такое может быть при сильном перегреве полного баллона, например, или при пожаре). В этом случае аварийный клапан снизит давление до приемлемого, а лишний газ стечёт под машину и раствориться в атмосфере.

Кроме того- в мультиклапане содержится поплавок и стрелочный указатель, показывающий уровень жидкости газа в баллоне. Кроме того- к этому поплавку подключен клапан- отсекатель, отсекающий заправочную магистраль в случае, если баллон заполнен до максимума (если внимательно читали выше, то знаете, что максимум- это 80% объёма по технике безопасности).

Вот такое это чудное устройство- мультиклапан: клапанов в нём немеряно, хотя всего две магистрали: входящая и исходящая :)

Для этого мультиклапана был приобретен датчик уровня: он нужен для того, чтобы на кнопке переключения газ-бензин работал индикатор уровня топлива. Устанавливается он весьма нетривиально: из мультиклапана жёстко выламывается выпуклое стёклышко (где находится стрелочка уровня топлива), затем вынимается сама стрелочка и картонка со шкалой. Вместо этого туда вставляется датчик и прикручивается маленьким винтиком за ушко. У датчика есть небольшая свободная зона, чтобы его можно было поточнее отрегулировать. Впрочем- датчик уровня оказался вещицой довольно бестолковой: четырёхсегментный индикатор абсолютно неинформативен, а сам датчик имеет не очень адекватную характеристику (настолько неадекватную, что не удалось нормально настроить индикацию под его показания). Кстати- Omegas Plus вообще не умеет работать с “обратными датчиками” (простой Omegas умеет), т.е. ему нужен датчик, который увеличивает сопротивление с увеличением уровня газа. В итоге- пришлось его перепаять и настроить в качестве датчика низкого уровня топлива. То есть индикатор показывает всегда полный баллон, а когда газ почти заканчивается- зажигает красненький индикатор (низкий уровень газа). Возможно- если бы был куплен не 50 килоомный датчик, а 10 или даже меньше- его можно было бы настроить. 50 Омный (не кило!) тоже работать, по слухам, не будет, но уже из-за слишком низкого сопротивления. Если датчик не подключать- индикатор всё время будет показывать полный бак.

Хорошо виден мультиклапан в левой части. Замечу: всего за 23 тыс.км. горлышко баллона покрылось ржавчиной. Но красить- нельзя, т.к. это повредит прокладку.



(c) Иван Забурдаев, 2008г.


Уcтановка ГБО на тойоту
Все статьи
На главную
Рейтинг@Mail.ru