на главную

Заправка и опрессовка

Итак… система смонтирована. Её нужно “опрессовать”. Опрессовка- это процесс проверки системы на утечку под давлением. Давление можно создавать или при помощи компрессора, или заправив на заправке 5 литров газа. Я сделал сначала воздухом, потом стравил его и сделал с помощью газа.

Заправка газом довольно тривиальна: вы (или заправщик) подсоединяет шланг к заправочному штуцеру, затем- как на бензиновых заправках: деньги в кассу. Заправлять можно хоть “до полного” (сработает отсекатель в вашем мультиклапане), хоть указанным количеством литров. Скорость заправки немного медленнее, чем при заправке бензином: примерно в полтора раза, впрочем- на глаз не сильно заметно. Зато никогда нет очередей. :) Встречается до 4 типов различных заправочных штуцеров: один советский и три итальянских. Советский представляет собой “грибочек”, итальянские- отверстия с различными резьбами и круглой площадкой вокруг. У меня попался самый распространённый- итальянский с резьбой м10 и стандартным шагом. Все заправки оборудованы специально обученными мальчиками- заправщиками, которые уже на глаз определяют требуемый переходник для подключения к советской колонке и вас заправляют. Впрочем- я знаю одну экзотическую, где заправщиков нет, колонки советские (под “грибочек”) и переходники не лежат на колонке. И что самое интересное- эта заправка недалеко от моего дома, потому я постоянно там заправляюсь. Впрочем- переходник купить не проблема: я его купил за 80р на той же заправке (в магазине газсервис нашего смоленского облгаза). Повторюсь: на подавляющем большинстве заправок уже есть и мальчики и куча переходников с целью заправить ваш авто, даже если это ультрасовременная заправка с универсальным пистолетом, а вы ограбили музей и установили советский “грибочек”. :)

Переходник для подключения советских газозаправочных колонок к итальянскому ВЗУ

Он же, только с другой стороны

В процессе заправки вы услышите странный звук, больше похожий на хрюканье: он получается из-за того, что газ, попадая в пустой бак (нулевое давление) находясь ещё в заправочной магистрали начинает кипеть. Да-да, именно кипеть. Температура кипения пропана –(минус)42 градуса Цельсия. Бутана, правда- повыше (около нуля). Иногда можно плохо подсоединить заправочный шланг, и газ выливается наружу (обычно- на авто) и начинает кипеть прямо на воздухе, даже если вокруг зима. Если его выльется много- в том месте, где он был останется обмороженная поверхность даже жарким летом. Очень прикольно! :)

Когда баллон заполнится до максимума- сработает отсекающий клапан в мультиклапане и вы услышите очень громкий треск. Трещать будет заправочная колонка из-за того, что клапан в мультиклапане качается и то открывается, то закрывается. В принципе- колонку уже можно отключать (для этих целей всегда имеется кнопка стоп у неё на боку). Но некоторые терпят это душераздирающее тарахтение для того, чтобы в баллон попало ещё полтора- два литра газа. Не для меня такое :)

После заправки- нужно отсоединиться от колонки. При этом небольшие количество газа (грамм 30), которое находится в промежутке между клапаном в пистолете и клапаном в вашем ВЗУ будет выпущено в атмосферу в виде маленького (но вонючего) облачка с весёлым пшиком. Такое есть всегда и бороться этим нельзя. При использовании переходников количество улетучивающего газа увеличивается (может быть даже грамм до 100). Поэтому ВЗУ в багажнике лучше не ставить, дабы в салоне не воняло… И от облачка лучше уворачиваться, дабы самому потом не пахнуть (впрочем запах улетучивается довольно быстро). Кстати- пахнет не газ. Что пропан, что бутан, что метан- все они без запаха, без цвета и без вкуса. Но в них специально добавляют вонь (вонючка эта называется газ “меркаптан”), дабы вовремя унюхать утечку.

Итак- заправились… Опрессовку проводят методом “обмыливания” или “обнюхивания” специальным прибором всех соединений (в т.ч. ВЗУ и мультиклапана). Причём приборы “нюхачи” довольно дороги и малоэффективны, потому их использование- чистой воды понты. Обычно все соединения “обмыливают”: натирают тёркой мыло и растворяют его в небольшом количестве воды для получения густой жидкости с консистенцией как у сметаны. Впрочем- многие вместо мыльного раствора используют фэйри. Детской кисточкой для рисования наносят жидкость на места соединений и наблюдают. Если всё время появляются (даже малюсенькие) пузырьки- соединение необходимо подтянуть или переделать. Наблюдают в несколько приёмов подряд, т.к. жидкость стекает. После проверки соединение нужно тщательно очистить от фэйри, т.к. в противном случае через некоторое время что медные, что алюминиевые соединения сильно заржавеют(!!!). Я сдувал сжатым воздухом.

Вообще- Опрессовку нужно проходить периодически…Как часто- не знаю. У меня за пол года ничего не отвинтилось. Установщики заставляют опрессовываться или раз в год или раз в два года (где как).

Результатом официальной опрессовки, помимо документа у вас на руках будет вот такая наклейка на баллоне, либо специальное клеймо.



(c) Иван Забурдаев, 2008г.


Уcтановка ГБО на тойоту
Все статьи
На главную
Рейтинг@Mail.ru