на главную

История вторая: Продолжение.

До Сочи мы так и не доехали: далековато получалось. Долетели только до Джубги. Памятуя о проблемах с поиском ночевки- заехали в автокемпинг сразу после поселка. Кемпинг представлял собой большой и довольно ровный кусок скалы вдоль дороги, по бокам к которому были прилеплены какие-то облезлые кустики и неадекватные деревца. С одной стороны был крутой спуск к морю (и к ручью с водой), с другой стороны- экстримальный туалет типа Сортир (экстрим- в том, что он состоял из одной стенки, входа (тропка сбоку), густых кустов и обрыва в месте, где должна быть дырка в полу). Въезжали в кемпинг через специально продолбанную дырку в железном ограждении дороги. Там же обитал парнишка, собирающий по 50рублей с машины и 25 с палатки. Получив 75 рублей "охранник" потерял к нам весь интерес и удалился. Мы поставили машину подальше от обрыва, подсунули под колеса камни и я начал ставить палатку... Это было делом весьма увлекательным, т.к. вбить колышек в скалу НЕРЕАЛЬНО ВООБЩЕ! Тогда я часть растяжек поставил на привязанные к ним увестистые булыжники, часть привязал к колесу машины, часть- к металлическому ограждению дороги. Поужинали макаронами.

Уснуть долго не получалось: мешали машины, проезжающие в метре от головы и неровное дно палатки (матрас не спассал). Поднялся сильный ветер, который стал болтать палатку, перетаскивая камни растяжек. Палатка скукожилась, но вылазить не хотелось. Изо всех сил я пытался уснуть. До меня долетали раскаты далекого грома, а море стало штормить. Волны, всей своей многотонной массой, обрушивались на прибрежные скалы, издавая гулкий утробный звук. Волны шли одна-за одной, создавая постоянный напряженный гул внизу скалы. К завершению картины начал моросить противный дождик... Когда палатка, наконец, промокла- я забрал матрас и залез спать в машину. Там проворочался еще около часа, снедаемый непонятным беспокойством и, наконец, забылся тяжелым сном.

Серое утро нового дня не предвещало ничего хорошего. Все тот же шторм, тот же ветер, сырость, морось и поганое настроение. Позавтракали макаронами... как обычно- с тушенкой. Было девять утра и пора было выходить на связь с родителями. Сеансы связи должны были быть каждые три часа, точнее каждые три часа я включал мобильник, а родители, если хотели, могли позвонить нам (выключал через пять минут, чтобы экономить аккумулятор). Я включил телефон и с удивлением обнаружил, что уже ни разу не девять, а почти десять часов. Вот дела! А я еще удивлялся- чего это родители не звонят второй день... Набрал папке домой и вместо приветствия выслушал высокоэмоциональную тираду. В двух словах: мы такие нехорошие- не звоним, а тут в Сочи второй день смерч, по побережью чуть-ли не эвакуация, уже кого-то смыло, чего вы вообще полезли в горы и валите оттуда куда- подальше, в сторону Новороса, там и схоронитесь. Также было велено избегать рек (они разливаются) и пологих перевалов с моря на равнину (по ним может подняться смерч).

Совершенно ошарашенный этой новостью я поплелся "уточнять" у местных (точнее- у охранника). У некоторых людей в автокемпинге были телевизоры и они с тревогой обсуждали штормовое предупреждение аж по всему побережью. Некоторые решили остаться, некоторые реально уносили ноги. Кемпинг довольно быстро пустел. Мы с Серегой хорошенько подумали и все-таки решили поддаться панике: собрались и поехали в Новороссийск.

Вскоре после Архипо- Осиповки вновь распогодилось, хотя все вокруг было промокшим. Мы решили, что угроза надумана, а значит можно до Новороссийска и не ехать. Стали искать кемпинг и нашли недорогой под названием Криница (почти как белорусское пиво). Кемпинг был хорошо оборудован, были столовки, горячие души, куча гостиничных вагончиков и вообще все выглядело очень неплохо. Заехали мы прямо на пляж, где уже стояла куча машин и заняли себе место. Море штормило, но мы надеялись на хорошую погоду. Ужинали в столовой. Не помню что мы там ели, но второй ужин был макароно-тушеночный возле машины.

На следующий день мы вовсю радовались солнцу, ходили купаться к удобному пляжу, как вдруг- после обеда все резко стало плохо. Снова ветер, тучи. Каждый час наши головы поливал неслабый ливень, после чего на час, вроде все пропадало. Как ни странно- перед ливнем ветер был очень холодным, после- очень теплым (причем на столько, что камни на пляже высыхали). У соседа был телевизор, откуда мы узнали, что все эти погодные аномалии из-за того, что на нас идет смерч. На его пути эвакуируют все прибрежные дома отдыха и даже мелкие береговые поселки, остальным советуют "не высовываться". Видимо- угроза была нешуточной.

Смерч двигался медленно, все набирая силу, и к утру ожидался у нас. Я поперся к домику администрации автокемпинга, который уже осаждала толпа страждущих. Домик был закрыт, а охранник сказал, что все начальство смылось в неизвестном направлении, и что делать он не знает. Пришлось остаться без какой-либо официальной информации. Ехать было некуда, да и вообще- вечерело уже.

К ночи природа разыгралась вовсю: нас с разных сторон поливало то ледяным ливнем, то теплым дожем. Ветер дул одновременно со всех сторон, причем иногда такими резкими порывами, что народ сбивало с ног. Шторм лупил об берег, вышвыривая на берег неслабые булыжники и стаскивая в море большие камни как простой песок. Брызги летели на машину и она вскоре стала совсем мокрой. До туч, казалось, можно было достать руками. От сильнейшего ветра на пляже было тяжело дышать. Некоторые рискнули уехать отсюда, но шататься по горам ночью в такую погоду желающих оказалось мало. В автокемпинге на берегу все слушали новости. Дискотеки не работали, и народ "чуть повыше берега" отчаянно квасил, еще сильнее усиливая ощущения анархии и незащищенности. По радио во-всю передавали: "в море образуются смерчи, возможен выход на сушу, населению собрать вещи и документы, приготовиться к эвакуации"

Коротко посовещавшись, мы с Серегой решили, что становиться жертвами стихии чего-то не хочется и решили хотя-бы отъехать от берега. Въезд в дом отдыха, которому принадлежал автокемпинг, находился на высоком крутом холме, за который мы и спрятались, поближе к охране. Мы решили, что ранним утром попробуем смыться, не заплатив, хотя на выезде проверяли отметки об оплате. Ну в любом случае- маловероятно, что нас отправят платить в еще закрытую кассу. За холмом ветер не так буйствовал и я мгновенно вырубился.

В шесть утра мы благополучно миновали выезд (все прошло, как и задумывалось). Остановились в центре Криницы: нужно было пополнить запас продуктов и пресной воды. Воду мы раздобыли, а вот продуктовые магазины были закрыты. Все. Вообще все. По улицам поселка вода текла ручьями, хотя дождик был не очень сильный. В закрытом горами от моря поселке ветер почти не ощущался. Ко въезду в очередной дом отдыха подъехал экарус с детьми, а через пять минут ручеек, струившийся у его колеса превратился в серьезный ручей, ходить по которому стало затруднительно. Заодно притопило и располагавшийся рядом автокемпинг за забором. Форсировав с разгону этот ручей мы поехали ближе к трассе. За крыницей был еще какой-то маленький поселок. Столовая там закрылась, но мы умудрились купить в местном магазине тушенки, макарон и риса.

Позавтракали в местных кустах под дождем и стали держать совет: куды бечь? Можно было продолжиь путь в Новороссийск, как и хотели родители. Я даже нашел на карте неплохой кемпинг. Называется "Широкая балка". Там вообще названия странные: Цукерова балка и еще куча вообще непонятных балок. Можно было поехать в Сочи, тем более, что смерч оттуда, вроде как, должен был уйти. Оставаться здесь как-то не хотелось... в основном из-за погоды. Позвонили родителям и попросили их узнать прогноз погоды там и там. Выходило, что в Сочи лучше. На том и порешили.

Рванули снова на восток. Точнее рвануть не получилось, т.к. основная трасса, на которую мы почти- сразу выехали, была битком забита машинами в обе стороны. Я даже удивился- неужели это народ драпает? Оказалось, что нет: просто ночью был довольно сильный ураган с ливнем, из-за чего то тут, то там размыло дорогу. Пару раз встречали полу-смытые мосты. На одном из таких мостов вообще осталась только одна бетонная плита: все остальные валялись в реке. Там же лежали опоры и суетились какие-то люди. Все реки представляли собой странную картину: мощный поток воды (даже не смотря на не очень сильный дождик) на глазах подмывал берега, обрушивая в себя виноградники и прибрежные деревья. Вода бурлила, была мутной и серой, т.е. цвета неба.

Так мы доехали до Пшады. Там мы купили газет и нашли отделени всязи: решили позвонить другу детства в Сочи и прикатить к нему в гости. Пока мы узнавали номер телефона через справочную, пока я ждал в очереди- наслушался диких историй. Одна тетка (передо мною) приехала на море с дочкой, ее мужем и внуком. Ночью несколько десятков палаток смыло в море (река за несколько минут поднялась больше метра, никто даже не проснуться не успел). Дочь утром выловили в море: она так и осталась укутанная в дождевик. Зять в больнице, внука не нашли. Все оставшиеся у нее деньги пришлось потратить на похороны, а завтра будет еще несколько десятков похорон, поэтому место для могилки ей нашли где-то далеко, и не хватает грузовиков, чтобы отвезти туда гроб... Ну вообщем- в таком духе истории. У народа истерики, кого-то откачивают таблетками, мы созвонились и едем дальше.

Много позже (уже дома) я выяснил, что в тот день случилось много страшного, а телефонный разговор тетеньки лишь детский лепет, по сравнению с тем, что творилось в Новороссийске вообще и в Широкой балке, в частности. Вот- несколько ссылок, чтобы получше понять о чем идет речь

Рассказ одной девушки, побывавшей в широкой балке
Новости
Новости АиФ
Были и мародеры
Хроника событий (коротко)
Новости: вскоре после.
Общая картина: первые пару абзацев
Статейка что, почему и что после.

В Смоленске у меня есть знакомый, который работает в милиции (или еще в чем-то силовом). Его посылали в Широкую Балку разгребать трупы. Он мне рассказал, что:
1. На самом деле погибших было никак не 80, 100 или 300, как сообщают в СМИ. Он лично вешал на ногу полуторатысячный номерок. А сколько народу не нашли...
2. Трупы еще долго всплывали сами по себе. Их несло течением в сторону Анапы. Там запретили купание, но холерный карантин не вводили.
3. Как-то днем водолазы нашли на дне икарус. Пригнали катер, подняли. Он оказался битком набит детьми, приехавшими в лагерь. Автобус опустили на дно обратно... Берегли психику людей. Подняли только ночью